Испанские мечтания
12.04.2019
В любое время, как бы я ни был загружен работой, в том числе над собственными сочинениями, я не могу отказаться от поглощения новой для меня музыки. Это сродни жажде, которую нужно постоянно удовлетворять. Вот и сейчас почти каждый день стараюсь урвать время, чтобы проиграть 3-4 пьесы испанского композитора первой половины ХХ века Хоакина Турины. Кое-что из его музыки я, конечно, знал и раньше, но очень выборочно. А теперь, решив «проглотить Турину целиком», действую в обычном для себя режиме: проигрываю на рояле все его произведения, одно за другим, благо найти ноты в интернете не составляет труда.
Первое впечатление: как это музыкально и даже очаровательно! Второе впечатление: пожалуй, длинновато, да и однообразно, а однообразие утомляет. Поэтому возьму на себя смелость посоветовать не слушать подряд много: чтобы очароваться звучащим миром Турины, достаточно двух-трёх пьес, а там как пойдёт...
Вообще же, имея дело с музыкой испанских композиторов, я каждый раз прихожу к забавному выводу: всё-таки русская «испанщина», не говоря уже о французской, на наш слух намного убедительнее собственно испанской. И конечно же, французские и русские влияния (вторые чаще не напрямую, а через Париж) у испанцев отчётливо слышны.
Для меня самым заметным качеством музыки Турины (помимо очевидного обаяния) является специфическое ощущение времени, свойственное этому композитору. Время у него тягучее, неторопливое, текущее не прямо, а словно бы разворачивающееся в соответствии какой-то особой орнаментальной логикой. Какое-то не совсем европейское, приплывшее и влившееся в кровь испанцев с Востока.
При этом Турина пользуется традиционно-европейскими методами композиции. Результат предсказуем: форма в его сочинениях частенько получается рыхловатой и несколько избыточной в смысле повторов и вообще продолжительности звучания. Но испанцев это, судя по всему, не смущает – Турина в своей стране признанный национальный классик.
Одна из самых известных его вещей: «Ensueño» (cновидение, мечта) из триптиха «Danzas fantásticas». Написанная в 1919 году первоначально для фортепиано, эта вещь, вместе с остальными двумя, прозвучала впервые в авторской версии для симфонического оркестра.
Она же для фортепиано (Alicia de Larrocha):
Особенно часто музыка Турины звучит в переложениях для гитары: мне кажется, гитаристы играют его даже охотнее, чем пианисты, что и понятно: с точки зрения серьёзного пианизма его музыка выглядит довольно наивно, примерно как пьесы Грига. Высоких «спортивных» достижений на таких вещах не продемонстрировать, но... как же приятно иногда послушать!
Комментарии
Сергей 03.01.2020