Фейверк остроумия и талантов

Опубликовано в http://tikhomirov-music.com/

То, что в этот вечер в Королевской опере нас ожидает нечто удивительное, стало ясно, как только отзвучала зажигательная увертюра к «Севильскому цирюльнику», с поразительной искрометностью проведенная венесуэльским дирижером Рафаэлeм Пайаре и оцененная бурными аплодисментами зрителей. Между прочим, это был дебют маэстро на сцене Ковент-Гардена.

Постановка, осуществлённая Моше Лейзера и Патриса Корье в 2005 году, возвращается в Ковент-Гарден уже в пятый раз. Впервые я  увидела этот спектакль впервые в 2016 году, и уже тогда он был хорош, но с тех пор заметно изменился, превратившись в сногшибательное шоу, сдобренное бесконечными прибаутками и шутками и объединив на сцене таких мастеров оперы, как валлийский бас-баритон Брин Терфель и уроженка Уфы Айгуль Ахметшина, выпускница программы для молодых талантов Jetta Parker Young Artist.

Вдохновленный предреволюционной комедией Бомарше c таким же названием, Россини, категорически отбросив революционный подтекст, за три недели создает своей собственный шедевр на социальные темы, наполнив оперу легко запоминающимися мелодиями.

Сцена спектакля оформлена, может быть, слишком просто – задрапированные тканью «глухие» стены, на которых периодически появляется то окно, то дверь... и снова исчезает, лишая Розину любой возможности выскочить из ловушки (дизайнер Кристиан Фенуйя).

Визуальные эффекты легко сочетаются с элементами фарса, особенно в финале первого акта, когда устоявшийся мир буквально уходит из-под ног, словно во время сильного шторма, и комната (с помощью гидравлики), накреняется, шатаясь стороны на сторону вместе с актерами.


Фотографии –  Bill Copper

В музыкальном отношении этот вечер превзошел все ожидания. Продолжительные аплодисменты доставались обладательнице роскошного колоратурного меццо-сопрано, лауреату международных конкурсов российской меццо-сопрано Айгуль Ахметшиной, нижний регистр которой и тонкая изящная колоратура сочетаются с впечатляющим запасом мощности.

Ее Розина – решительная, дерзкая, запертая в четырех стенах, в итоге сокрушает всё, что попадается на её пути – внушительных размеров шкаф, хромое фортепьяно, но больше всего достается креслу доктора Бартоло.

Фигаро в исполнении Анджея Филончика, обладателя очень красивого баритона, бесстрашно справляется с верхними нотами.

Лоуренс Браунли, с его обаятельным по тембру тенором, впечатляет как Альмавива.

Итальянец Фабио Капитануччи в роли доктора Бартоло был настолько хорош, что временами даже становилось его жаль: ведь у него нет ни единого шанса завоевать сердце Розины!

Великолепна была и служанка Берта (ирландская певица Айлиш Тайнан), а Брин Терфель в роли дона Базилио доставил истинное наслаждение буквально всем, даже своим необычным обликом.

Дебютировав в Королевской опере, Рафаэль Пайаре, занимающий престижные посты в Монреале и Сан-Диего, удивил своих почитателей: ведь маэстро знаменит прежде всего своим прочтением таких композиторов, как Малер и Шостакович. Но и  Россини в его исполнении оказался великолепен!

Людмила Яблокова