К востоку от Вены: 25.04.2023

Опубликовано в tikhomirov-music.com


Мне очень нравится большой зал Софийской филармонии. Конечно, после Санкт-Петербургского БЗФ, к которому я привык с детства, он кажется не особенно большим и уж точно менее пафосным: ни коринфских колонн под мрамор, ни кресел с позолотой, ни огромных сияющих пространств. Но, во-первых, зачем сравнивать? А во-вторых, если вдуматься, оснований для того чтобы гордиться своей филармонией у болгарских музыкантов и любителей музыки гораздо больше, чем у петербуржцев. Здание Концертного комплекса «Болгария» досталось филармонии не в результате его отъёма у законных владельцев, а было построено в 1935–1937 гг. именно для того, чтобы здесь разместился храм музыки. В архитектурном отношении это был шедевр модернизма, с прекрасной акустикой, современными техническими решениями и роскошным органом фирмы Зауэр. Вообще там было всё, включая два превосходных концертных рояля и зал, в котором размещалось почти полторы тысячи слушателей.


К сожалению, через шесть с половиной лет, 24 мая 1944 года, во время бомбардировки болгарской столицы британо-американской авиацией всё это великолепие было погублено (будь прокляты войны и те, по чьей вине они происходят). Впоследствии концертный зал был отреставрирован, но его параметры стали скромнее, и сейчас здесь всего тысяча с небольшим мест, включая оба балкона. Однако акустика по-прежнему изумительная, а ещё тут на удивление уютно. В этом зале одинаково приятно слушать и симфонический оркестр, и сольное фортепиано, и камерный ансамбль.

Программа концерта «К востоку от Вены», состоявшегося вечером 25 апреля, включала в себя как раз произведения для камерных ансамблей. Замечу, что выглядела она довольно необычно: Дуэт для скрипки и виолончели  Кодая, «Итальянская сюита» для виолончели и фортепиано Стравинского, две «Романтические пьесы» Дворжака из op.75 и Фортепианное трио g-moll Сметаны. И лишь на бис был исполнен единственный очевидный (и к тому же «западный») хит – «Salut d'Amour» Элгара.

Трое замечательных музыкантов – скрипач Иван Пенчев, виолончелист Александр Сомов и пианистка Надежда Цанова сумели создать атмосферу непосредственного, почти по-домашнему непринуждённого музицирования, как нельзя более подходящую для исполнения дуэтов и трио. Свобода и раскованность музыкантов, не переходящая в пижонское позёрство – что может быть лучше?

Сочинение Кодая, исполненное с обаятельным артистизмом, сразу же задало всему концерту очень высокую планку. Демонстрацией незаурядного скрипичного мастерства в Болгарии меня уже трудно удивить: скрипка в этой стране традиционно является инструментом №1, и в руках Ивана Пенчева она явно чувствовала себя любимым существом. Но и виолончель под смычком Александра Сомова была необычайно хороша. Ох уж мне этот вечный страх того, что в самый неподходящий момент виолончель скрежетнёт, напомнит, что сделана из дерева, а то и сфальшивит! Выяснилось, что на этот счёт я мог не беспокоиться: в какой-то момент мне даже показалось, что Александр Сомов перебарщивает по части красоты звука – но нет, он может себе это позволить, не впадая в слащавость. Наконец, следует отметить Надежду Цанову как прекрасного ансамблиста, тонко чувствующего архитектонику и стиль исполняемой музыки.

Напоследок хочется сказать несколько слов о софийской филармонической публике. Она вела себя безупречно, как, впрочем, и всегда. Ни разу никто из сидящих в зале не захлопал между частями произведения, хотя возможностей для этого было предостаточно – произведения исполнялись не то чтобы самые известные. Зато по окончании программы зал буквально взорвался аплодисментами, музыкантов приветствовали стоя. В Софии вообще очень благодарная публика, я это давно знаю.