«Последние дни»
Одноактная камерная опера с прологом и эпилогом. Время звучания - 1 час, 15 мин.
Литературной основой для либретто послужила пьеса М. А. Булгакова «Последние дни», фрагмент пушкинской маленькой трагедии «Пир во время чумы» и тексты нескольких стихотворений А. С. Пушкина.
Действие разворачивается вокруг событий, приведших к гибели А. С. Пушкина, вплоть до роковой дуэли и смерти поэта. Композиционно опера представляет собой серию сцен-эпизодов, сменяющих друг друга по кинематографическому принципу.
Концертная премьера «Последних дней» состоялась в 1990 году в Большом зале С-Пб филармонии под управлением дирижера Аркадия Штейнлухта.
Реакция публики была восторженной, пресса – очень благожелательной.
Команда участников-солистов приняла решение осуществлять дальнейшее исполнение «Последних дней» собственными силами, благо опера была задумана так, что могла исполняться без декораций и с минимальным реквизитом. Невзирая на отсутствие спонсоров и чрезвычайно сложную финансовую ситуацию того времени, в течение следующих полутора сезонов «Последние дни» с неизменным успехом игрались в разных залах Санкт-Петербурга.
В 2016 г. автором сделана новая редакция оперы.
Действующие лица и распределение по голосам
(Часть ролей может исполняться одними и теми же артистами – обозначено «звездочками»).
Александра Николаевна Гончарова (Александрина) – сопрано
Наталья Николаевна Пушкина (Натали) – меццо-сопрано
Первая гостья – сопрано
Вторая гостья – контральто (низкое меццо-сопрано)
Голос Поэта, он же Певец – тенор
Дантес – тенор
Жуковский – тенор *
Бенедиктов – тенор **
Битков – тенор *
Первый гость – тенор **
Дубельт – баритон
Николай I – баритон *
Кукольник – баритон **
Геккерн – бас
Салтыков – бас *
Второй гость – бас**
Краткое содержание
ПРОЛОГ. Участники спектакля последовательно выходят на сцену, воспроизводя фрагмент из «Пира во время чумы»: «В дни прежние чума…»
ЭПИЗОД 1. Дома у Пушкиных. За окном непогода. Александрина у рояля, играет и поет песню «Буря мглою». Битков осматривается по сторонам, одновременно расхваливая песню.
ЭПИЗОД 2 . У Салтыкова. Чествуют «лучшего поэта отечества» Бенедиктова. Хозяин дома изображает из себя знатока поэзии. Сплетничают о Пушкине. Читают «подпольную литературу» – список «поэмки», возможно, пушкинского сочинения.
ЭПИЗОД 3. Дома у Пушкиных. Натали только что вернулась. Дантес, который входит следом за ней под надуманным предлогом, домогается ее взаимности. Натали неравнодушна к красивому кавалергарду, но умоляет его не преступать грань дозволенного родственными отношениями. Наконец Дантес уходит, напомнив, что завтра они встретятся на балу у Воронцовой. Александрина упрекает сестру и показывает ей анонимный пасквиль. Натали расстроена.
ЭПИЗОД 4. На балу. Николай I выговаривает Жуковскому за поведение Пушкина, который появился на балу у посланника без мундира камер-юнкера. Жуковский пытается оправдать Пушкина перед царем.
Геккерн танцует с Натали и уговаривает ее «вернуть ему сына».
Две светские сплетницы обмениваются впечатлениями и насмехаются над Пушкиным.
Николай I прогуливается с Натали, повествует о тяжком бремени монарха и оказывает ей знаки внимания.
Долгоруков и Салтыков наблюдают за парой, обмениваясь язвительными репликами.
ЭПИЗОДЫ 5, 6, 7. На сцене три места действия, три эпизода, действие который развивающихся практически параллельно.
Эпизод 5 (начало). Битков докладывает Дубельту об увиденном и подслушанном в доме Пушкиных, читает наизусть «Буря мглою», перечисляет названия книг в кабинете поэта и передает своему начальнику черновик письма Пушкина Геккерну.
Эпизод 6. Жуковский жалуется Александрине на «скандальное» поведение Пушкина.
Эпизод 7. Геккерн и Дантес. Геккерн в бешенстве, он показывает Дантесу оскорбительное письмо от Пушкина и устраивает сцену ревности своему приемному сыну. Дантес успокаивает «отца». Примирение. За окном буря.
Эпизод 5 (продолжение). Николай I появляется в кабинете Дубельта, который как раз изучает список стихотворения «Свободы сеятель пустынный». Николай берет листок, в свою очередь читает… и тут начинает звучать Голос Поэта.
Николай рассержен. Дубельт докладывает, что в ближайшие дни ожидает дуэль между Дантесом и Пушкиным. Царь негодует, приказывает предотвратить дуэль, а если она все же состоится, поступить с дуэлянтами по закону. Дубельт обдумывает ситуацию, напевая привязчивый мотив песни «Буря мглою…»
ЭПИЗОД 8. На фоне музыкального вступления слышны выстрелы за сценой. Геккерн нервничает. Появляется Дантес. Рана его несерьезна. «– А тот? – Он больше ничего не напишет!»
ЭПИЗОД 9. Внезапная и резкая темнота, на сцене высвечивается фигура певца, поющего Гимн Чуме.
ЭПИЗОД 10. Дома у Пушкиных. Жуковский скорбит. Натали бредит, воображая Пушкина живым. Жуковский пытается ее успокоить, уговаривает Александрину не бросать сестру в беде.
Появляется Дубельт в сопровождении полицейского. Он приказывает опечатать кабинет, а все бумаги отправить на просмотр графу Бенкендорфу, после чего отдает команду приступать к выносу тела. Звучит торжественная музыка из гимна Чуме. Откуда-то из наступающей темноты ползет шепоток: «Иностранные лекаря залечили господина Пушкина!»
ЭПИЛОГ. Участники спектакля последовательно выходят на сцену воспроизводя фрагмент из «Пира во время чумы»: «Почтенные собратья! Мы вспомнили о человеке…»
На рояле бокалы. Все берут, молча пьют. Звучит финальная песня «Долго ль мне гулять по свету», которую по очереди запевают участники спектакля, к концу образуя ансамбль: «Буря мглою небо кроет… выпьем, добрая подружка, выпьем с горя… сердцу станет веселей. Веселей! Веселей!! Веселей!!!» Последнее слово повторяется многократно, дорастая до исступленного выкрика.
Послушать записи фрагментов оперы можно здесь . Для просмотра в полноэкранном режиме кликните на значок YouTube в нижней части превью видеоролика.
Клавир и партитура оперы могут быть доступны в формате pdf и mus.
По вопросу приобретения нот свяжитесь пожалуйста, с автором
Спасибо за запрос!
Скоро мы вышлем вам все материалы