Нежность и страсть, ярость и величие

Опубликовано в tikhomirov-music.com


15 января Симфонический оркестр BBC под руководством маэстро Кирилла Карабица дал концерт в Барбикан-холле. В программе прозвучали сочинения русских и украинских композиторов: концерт для фортепиано с оркестром №3 Сергея Рахманинова (в первом отделении) и Третья симфония Бориса Лятошинского (во втором).

Объединение в одной программе сочинений русского и украинского композиторов в наше время можно назвать смелым шагом, и за одно это стоит поблагодарить организаторов концерта. Главной героиней вечера, несомненно, стала молодая украинская пианистка Анна Фёдорова, талант и мастерство которой позволили ей приобрести горячих поклонников во многих странах Европы. Исполнительская манера Фёдоровой эмоциональна, свежа и поистине светоносна, но без напыщенности и нарочитого драматизма. В бурных пассажах рахманиновской фактуры пианистка сумела продемонстрировать силу и мощь зрелого музыканта; вместе с тем ей оказался не чужд и нежный, мечтательный лиризм, особенно явственно проступающий в средней части рахманиновского концерта – сочинения, над которым композитор работал любимой им Ивановке, летнем имении семьи Рахманиновых.

Выступление Фёдоровой было принято восторженно: после того, как отзвучали заключительные аккорды концерта Рахманинова, публика поднялась и стоя приветствовала солистку.

Во втором отделения, как уже было сказано, дирижёр Кирилл Карабиц представил эпическую Третью симфонию Бориса Лятошинского. Написанная между 1948 и 1951 годами и посвященная завершению Второй мировой войны симфония вызывает явные ассоциации с некоторыми моментами «Ленинградской» симфонии Шостаковича: это и зловещий короткий основной мотив, и пронзительный визг флейты-пикколо, и «механические» атаки оркестра на тему, напоминающую фольклорную мелодию.

Устрашающие звучности ударных, постоянно наращивающих громкость, несколько обескуражили публику, так что наименее стойкие слушатели даже покинули зал, не дожидаясь окончания концерта.

Финал произведения, которому композитор предпослал эпиграф – «Мир победит войну», завершила песенная тема из первой части на фоне колокольного звона, напоминающего «Богатырские ворота в стольном городе во Киеве» из «Картинок с выставки» Мусоргского.

Маэстро Карабиц с впечатляющей спокойной точностью провел исполнение этого непростого сочинения, приобретшее особую актуальность в условиях нашей современности. И публика, объединившись в едином порыве, вновь откликнулась овацией – не только ради музыки, но и выражая поддержку музыкантам-исполнителям и взрастившей их стране.

Людмила Яблокова, Лондон

Фото Marco Borggreve