У истоков...

30.03.2018


Вот что значит опередить свое время. Музыкальный авангард еще лежал в пеленках, а ОН уже все прозревал! И сколь же многие композиторы – борцы против рутины и буржуазных красивостей даже не подозревают, что являются верными стасовцами, глашатаями истинного реализма в искусстве! Надо бы их просветить…

Н. А. Римский-Корсаков – В. В. Ястребцеву. 12 июля 1896 года.

«Стасов не может быть доволен обработкой «Бориса» уже потому, что подобная обработка разбивает в конец все то, что он всю жизнь проповедовал, т. е. что форма и техника никуда не годны и равносильны рутине и что всякий талантливый художник ими руководствоваться не должен. Никогда не забуду, как однажды у Моласов* он проповедовал, что хотя Бетховен велик, но все дело портит поганая форма. А форма-то есть одна из сильнейших сторон Бетховена. Не будь он столь велик в форме – не могли бы существовать его 9-я симфония, длящаяся более часу, или «Eroica», длящаяся около 50 минут. Благодаря бесформенности пиеса четвертичасовая кажется бесконечно длинной. Да вообще, что за мнение, что симфония, мол, хороша, только зачем в ней форма симфонии. Хорош Кельнский собор, только зачем он собор, лучше он был бы сараем. А гармония, модуляции, контрапункт тоже вещи ненужные и рутинные. Спрашивается, что только собой будет представлять музыка? Тем более, что мелодия уже совсем последнее дело, и о ней могут говорить лишь рутинеры и итальянские меломаны (ведь это тоже не раз говаривал Стасов). К довершению всего он изъявлял желание, чтобы композиторы бросили когда-нибудь дурацкий и никуда не годный размер, который они до сих пор все еще любят. Итак, желательна только «правда, голая правда», «сила», «один другого перебивает» и т. п. Ко всему этому может быть допущена только инструментовка, но при этом во всяком случае без скрипок, ибо их поганый звук он ненавидит».

* Н. П. Молас и А. Н. Молас (урожденная Пургольд).


Комментарии

Ваш комментарий

(будет виден только администрации сайта, можно не указывать)