Пролетарский музыкант

29.01.2020


30 января исполняется 120 лет со дня рождения Исаака Дунаевского (ура!). Весь этот месяц я занимался его творчеством и уже через 2-3 дня, надеюсь, смогу поделиться с друзьями своими размышлениями. Тема сложная и далась она мне нелегко: честное слово, легче проанализировать полтора десятка струнных квартетов Бетховена, нежели понять, как работает магия одной мелодии Дунаевского. Как обычно, я пересмотрел и переслушал много музыки и с большим интересом проглядел кое-какие материалы, относящиеся к той эпохе. Впечатляет, скажу я вам. 

Вот только один из таких документов*. Текст опубликован в номере журнала «Пролетарский музыкант» от 01.01 1930 года. Орфография печатного источника сохранена.

Во-первых, самым энергичным образом приветствую борьбу, начатую «Пролетарским музыкантом» с так называемым «легким жанром» музыкального искусства. 

Считаю лишним повторить мое резко-отрицательное отношение к вредительской деятельности господ Хайтов**, Мессманов***, Липатовых**** и иже с ними.

Предлагаю следующие меры борьбы с «легким жанром»:

1. Обратиться в органы, контролирующие издание и исполнение музыкальной продукции, Главлиту и Главреперткому, с требованием издания соответствующего постановления, категорически запрещающего издание и исполнение «легкого жанра».

2. Исключение из устава авторских обществ пункта, гласящего, что членами авторского общества может быть всякий, доказавший, что его произведения исполняются публично. В связи с этим поголовное исключение из числа авторских обществ композиторов, работающих в области «легкого жанра».

3. В виду того, что «легкий жанр» имеет чрезвычайно большое распространение в рабочих клубах, радио-передачах и т. д. и посему делает громадной вредности дело, отравляющее здоровое музыкальное сознание широких масс, радиолюбителей и членов рабочих клубов, повести в клубах и радиопередачах широкую работу, раз’ясняющую художественное убожество, вредность при слушании продукции «легкого жанра» и, самое основное,  к л а с с о в у ю  с у щ н о с т ь  легкого жанра.

4. Конечно, голым администрированием не уничтожишь легкого жанра, как стиля. Поставщики музыкальной продукции вряд ли охотно сдадут свои позиции и тепленькие местечки в ряду получающих авторский гонорар. Они будут пробиваться наружу не только в виде цыганских романсов и откровенных фокстротов. Они будут лезть из всех щелей с «Кирпичиками»*****, «Джон-Греем»****** – вместо Джон-Грея-денди, Джон-Грей-шахтер (есть такой) и тому подобной макулатурой. Нет, они к цыганскому романсу припишут «стопроцентно идеологически-выдержанный текст». 

Благодаря этому, часто притупляется бдительность советской общественности, которая, не задумываясь, проглатывает музыкальную отраву с «идеологическим» текстом.

Для борьбы с легким жанром, передовой музыкальной общественности нужно позвать себе на помощь партию, комсомол, профсоюзы, радио, клубный актив и музыкальное затейничество.

Лишь только вместе со всей советской общественностью проводя широкую раз’яснительную работу о  к л а с с о в ой  с у щ н о с т и  легкого жанра, удастся ликвидировать этот жанр.

P.S. Считаю своей политической ошибкой разрешение, данное мною дирижеру Малько, на переложение моей инструментовки «Таити-Трот» (номер из балета «Золотой век»), исполняемый без соответствующего окружения, показывающего  о т н о ш е н и е  а в т о р а  к  м а т е р и а л у , может создать ошибочное впечатление, что я являюсь сторонником «легкого жанра». Соответствующее запрещение мною послано дирижеру Малько за границу 3 месяца тому назад. 

Дмитрий Шостакович, к о м п о з и т о р.  


Н-да… Как сказал бы Иосиф Виссарионович, штука посильнее «Фауста» Гёте. И уже через шесть лет эта «штука», набравшись опыта и заматерев, прилетит назад обратным ходом бумеранга...

* В 1929 году активисты РАПМ (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) обратились к музыкальной общественности с вопросами, касающимися отношения к «лёгкому жанру» и мер по борьбе с «нэпманскими, цыганско-фокстротными группировками музыкантов». Ответы откликнувшихся композиторов, музыковедов и преподавателей консерватории были опубликованы в журнале – печатном органе РАПМ. 

** Хайт, Юлий (Илья) Абрамович – композитор, автор знаменитого «Марша авиаторов». 

***Мессман, Владимир Львович – композитор и дирижер, ученик М. М. Ипполитова-Иванова.

**** Липатов, Василий Николаевич – композитор, ученик М. О. Штейнберга.

***** «Кирпичики» русско-советский шлягер, созданный на основе вальса, сочинённого Семёном Бейлисоном. Впервые мелодия прозвучала в спектакле «Лес» театра Мейерхольда, была затем подтекстована П. Д. Германом («Песня о кирпичном заводе») и в этом виде обрела огромную популярность. Ну а её автор, кларнетист Бейлисон, вскоре перебрался в США, где познакомился с Сергеем Прокофьевым и стал одним из вдохновителей появления его «Увертюры на еврейские народные темы».

****** «Джон Грей» – как принято считать, первый «советский» фокстрот. Автор музыки известный композитор-песенник Матвей Блантер, автор текста Владимир Масс, драматург и сценарист, с которым в разные годы сотрудничали Леонид Утёсов, Исаак Дунаевский и… Дмитрий Шостакович.

Комментарии

Ваш комментарий

(будет виден только администрации сайта, можно не указывать)