Алёна Баева в Софии

29.02.2020


Прежде мне не доводилось слушать Алёну Баеву из зала – только в записях. Впрочем, их достаточно для того, чтобы получить представление об этой скрипачке как о чрезвычайно ярком явлении современной музыкальной жизни.

Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга, которым я буквально болел в юности, послушать в живом звучании мне тоже до сих пор как-то не удавалось. Видимо, для этого нужно было очутиться в Софии. И вот неожиданно сошлось: Алёна Баева, Альбан Берг, время, место и возможность.

О том, почему сегодня, через 85 лет после её создания, эта музыка по-прежнему с трудом воспринимается «неподготовленной» публикой, я напишу как-нибудь в другой раз. А заодно и о том, как Берг тщетно пытался задавить в себе позднего романтика.

Сейчас же скажу только, что получил вчера большое удовольствие, слушая Скрипичный концерт «Памяти ангела» в исполнении Алёны Баевой и Симфонического оркестра Болгарского радио под управлением Марка Кадина.

Оркестр у Берга – это не единый организм, комфортно обволакивающий солиста своей звуковой массой, а переплетение разнотембровых голосов, пребывающих в постоянном движении. К тому же Берг, как это свойственно многим композиторам ХХ века, тщательно прописывает в партитуре всё разнообразие динамических оттенков, серьёзно ограничивая интуицию музыкантов и их право на творчество.

Находясь в столь сложном интонационном и акустическом пространстве, солисту бывает очень непросто передать тончайшие нюансы эмоциональной, изысканно-эротичной музыки Берга. Алёна Баева справилась с этой задачей блестяще. А оркестр БНР слушался руки маэстро так, как будто он с этой рукой родился. 

Комментарии

Ваш комментарий

(будет виден только администрации сайта, можно не указывать)