Неслабый раствор великого алхимика

22.07.2017

Вчера случайно наткнулся в интернете на фото Марлен Дитрих и подумал: с какой же ювелирной точностью работает у Набокова его феноменальный ассоциативный аппарат, какие изящные цепочки образных связей он выплетает!

«Лолита».

В начале романа у Шарлотты Гейз, матери Ло, «был гладкий лоб, выщипанные брови и совсем простые, хотя и довольно привлекательные черты лица того типа, который можно определить как слабый раствор Марлены Дитрих». Ассоциация прозрачная: в соответствии с хронологией романа юность Шарлотты совпадает с первой половиной 30-х годов, когда слава «фильмовой дивы» прогремела на весь мир, наложив свой отпечаток на облик многих молодых женщин того времени. (Между прочим, один из голливудских фильмов, где Марлен Дитрих снялась в главной роли, назывался «Белокурая Венера» и был запрещен к показу в США. Нет-нет, никаких нимфеток там не было, Боже упаси! Но картину изъяли из проката по требованию ждановской цензуры Общества добродетельных католиков).

В середине романа у Лолиты по мере взросления начинают все больше проявляться материнские черты (что, согласимся, вполне естественно).

В конце романа Гумберта внезапно осеняет, что Лолита «похожа – как всегда была похожа – на рыжеватую Венеру Боттичелли». 

И вот это все надо было мысленно увидеть! В угловато-эксцентричной актрисе, немецко-американском секс-символе – увидеть кривозеркальное отражение «дымчатой прелести» боттичелливской Венеры! А потом перелить этот очень не слабый раствор в образ, возникающий в голове персонажа, от имени которого ведется повествование. Да еще и предоставить читателю, способному оценить набоковские многослойные парадоксы, возможность насладиться их изяществом.

Настоящее искусство. А не... (вычеркнуто цензурой) что-нибудь еще.


             "Мать" и "дочь"


Комментарии

Ваш комментарий

(будет виден только администрации сайта, можно не указывать)