Любить нельзя ненавидеть

07.05.2018


Петр Ильич Чайковский, как известно, сильно недолюбливал Иоганнеса Брамса, находя его творчество рассудочным и по большей части лишенным непосредственного живого чувства. Оно и неудивительно: несмотря на то, что симфонизм обоих во многом вырос из бетховенского, по-немецки «абстрактная» диалектика Брамса в определенном смысле противоположна «театральной» диалектике Чайковского. Так что Петра Ильича можно понять.

И все бы ничего, но неприязненное отношение к музыке германского коллеги Чайковский был склонен переносить на личность ее автора и порой не стеснялся в выражениях, особенно поверяя свои мысли дневнику, где он называет Брамса «подлецом» и «бездарной с….».

Этому предубеждению в немалой мере поспособствовал оскорбительный отзыв известного музыковеда Эдуарда Ганслика, постоянно превозносившего Брамса, а Скрипичный концерт Чайковского охарактеризовавшего как «музыку, которая воняет». Ничего не скажешь – молодец герр профессор, почетный доктор искусств.

Масла в огонь подлила и «измена» фон Бюлова, которому восхищение творчеством Чайковского не помешало объявить Брамса величайшим композитором, прямым наследником Баха и Бетховена.

Наконец, утонченному и рафинированному Чайковскому должна была претить репутация Брамса – человека, в общении, мягко говоря, не изысканного и убежденного противника хороших манер (в этом плане, он, действительно, был достойным продолжателем традиций своих великих предшественников).

В общем, Брамса Чайковский на дух не переносил.

Однако две личные встречи композиторов, состоявшиеся в 1888 году в Гамбурге, многое переменили. Как оказалось, всего-то и надо было им, обоим гениям, сперва пообщаться в компании третьего – милейшего, обаятельного, умевшего сгладить все противоречия Эдварда Грига, а потом еще и плотно пообедать вместе и в процессе активных возлияний честно признаться друг другу… в чем? Ну например, в том, что Брамсу совершенно не понравилась только что прослушанная им 5-я симфония Чайковского. Ну и что? Подумаешь, эка невидаль! Чайковскому вот не понравились ВСЕ ТРИ симфонии Брамса (4-ю он не слышал), и что теперь? Зато как хорошо посидели, как славно приняли на грудь! Петр Ильич так размяк, что даже предложил организовать любезному Иоганну Яковлевичу  приглашение от Императорского русского музыкального общества, дабы тот мог нагрянуть с концертами в Россию. Брамс, правда, приехать поленился. Но каков жест!

Давно бы так – скажем мы и с удовольствием поздравим классиков с обоюдным днем рождения. Сегодня, 7-го мая.

Комментарии

Ваш комментарий

(будет виден только администрации сайта, можно не указывать)